Пространственные ареалы в художественных произведениях

Анализ, свойства и проч.

Техническая сторона литературы, недушевная
Ответить
Аватара пользователя
jpg
Сообщения: 2883
Зарегистрирован: Апрель 2018
Контактная информация:

Пространственные ареалы в художественных произведениях

#1

Сообщение jpg » 12 июл 2019, 12:21

Наткнулась на анализ пространства в стихотворении Бродского

https://ruthenia.ru/document/534893.html

Мне много раз приходила в голову мысль в каких-то сложных произведениях рассмотреть пространство детальнее, потому что каким-то спинным мозгом это ощущалось, как важное.
Я ещё не думала толком в этом направлении, поэтому тему создаю, как заметку для дальнейших подумок.
Пока у меня такие вопросы:
1. Зачем это анализировать? Ну то есть ясно, зачем автору над этим думать, но зачем это читателю, если нет явных сбоев.
2. Как часто возникают пространственные непонятки - внешние и внутренние? Помогает ли анализ их устранить?
3. Систематизация пространственного вопроса (внутреннее пространство стихотворения и внешнее пространство - определения, формулировки и т.д.)
я люблю их до смерти — как договаривались
но не желаю помнить

Аватара пользователя
aequans

Особая благодарность
Шнапс-капеллан
Сообщения: 5009
Зарегистрирован: Август 2017
Награды: 1
Контактная информация:

Re: Пространственные ареалы в художественных произведениях

#2

Сообщение aequans » 12 июл 2019, 13:24

pinky писал(а):
12 июл 2019, 12:21
1. Зачем это анализировать?
Затем, что это - характеристика текста. Такая же, как "развитие персонажей", например. Некоторые тексты произведения целиком на этом базируются (не обязательно герметичные).
pinky писал(а):
12 июл 2019, 12:21
2. Как часто возникают пространственные непонятки - внешние и внутренние?
Всё время. У меня, например, приведённый тобой анализ вызвал больше непоняток, чем разрешил. Например, первую строку я не могу отнести к "пространству дома", она по сути относится к пространству внешнему (что вначале неочевидно, но прямо следует из развития текста). Или вот строка "средь рыбной лавки. Спят свиные туши" - ну какие, на фиг, это "городские животные"? Это же пространство сна, зыбкое видение рыбного магазина перетекает в мясной отдел.
Короче, это достаточно индивидуальная штука. Ей можно дать характеристику, но она обычно оспорима.
pinky писал(а):
12 июл 2019, 12:21
3. Систематизация пространственного вопроса (внутреннее пространство стихотворения и внешнее пространство - определения, формулировки и т.д.)
Хочу сказать за себя, что характеристику пространства не мыслю без характеристики времени - они очень сильно друг за друга цепляются, их разъединение обычно насильственно и оставляет неувязки.

Далее - есть разные уровни пространственной организации. Например, мне очень понравилась внутренняя организация пространства в "Под знаком незаконнорожденных" Набокова: там одновременно ставится граница, что страна действия - не Россия (русское упоминается как зарубежное), но всё время идут обратные подколки (двуязыкие шуточки). То есть обозначено "срисовано с России, но не она; однако же некоторые аналогии уместны; некоторые, но не все".

Аватара пользователя
Mexalinous
Штабс-капитан
Сообщения: 1270
Зарегистрирован: Август 2017
Контактная информация:

Re: Пространственные ареалы в художественных произведениях

#3

Сообщение Mexalinous » 12 июл 2019, 16:33

aequans писал(а):
12 июл 2019, 13:24
двуязыкие шуточки
Это как?

Аватара пользователя
aequans

Особая благодарность
Шнапс-капеллан
Сообщения: 5009
Зарегистрирован: Август 2017
Награды: 1
Контактная информация:

Re: Пространственные ареалы в художественных произведениях

#4

Сообщение aequans » 12 июл 2019, 18:02

Mexalinous, терпеть не могу так делать, но optimalniim [лучшим ответом] будет отправить тебя в этот текст.

Один пример (не самый vopiischii [ядерный]):
-- Вам стоило бы держать это в уме, друг мой, и обзавестись каким-то средством защиты, насколько неправдоподобной ни кажется вам опасность.
-- Yer un dah [вздор и дребедень], -- сказал Круг.

Ответить