Страница 1 из 1

ПРозаа я попробую

Добавлено: 03 сен 2019, 20:24
Mexalinous
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ПРОЧЕГО ПОЛЕЗНОГО


Программа для разработки и написания прозы:
https://www.literatureandlatte.com/scrivener/overview


Аристотель "ПОЭТИКА"
Жорж Польти "ТРИДЦАТЬ ШЕСТЬ ДРАМАТИЧЕСКИХ СИТУАЦИЙ"
Жорж Польти "ИСКУССТВО ИЗОБРЕТЕНИЯ ПЕРСОНАЖА"
Владимир Пропп "МОРФОЛОГИЯ ВОЛШЕБНОЙ СКАЗКИ"
Владимир Пропп "ПРОБЛЕМЫ КОМИЗМА И СМЕХА. Ритуальный смех в фольклоре (по поводу сказки о Несмеяне)"
Джозеф Кэмпбелл "ТЫСЯЧЕЛИКИЙ ГЕРОЙ"
Кристофер Воглер "ПУТЕШЕСТВИЕ ПИСАТЕЛЯ. Мифологические структуры в литературе и кино"

Джеймс Н. Фрэй "КАК НАПИСАТЬ ГЕНИАЛЬНЫЙ ДЕТЕКТИВ"
Роберт Макки "ИСТОРИЯ НА МИЛЛИОН ДОЛЛАРОВ"
Блейк Снайдер "СПАСИТЕ КОТИКА!"
Робер Макки "ДИАЛОГ"

Paula Munier "THE WRITER’S GUIDE TO BEGINNINGS"
Paula Munier "PLOT PERFECT"


Словарь терминов драматургии и кинодраматургии: http://dramafond.ru/slovar-terminov/

"Сюжетостроение: от Польти до Проппа" http://www.advi.ru/magazin/yes52/52_ptopr.pdf

Статья о писательском брейншторме: https://veronicasicoe.com/2014/07/24/ho ... tory-idea/

Коллекция книг на выбор: https://www.writersstore.com/books/






НА ПОКУРИТЬ:
http://ruthenia.ru/folklore/berezkin/intro.html
Ю.Е. Березкин, Е.Н. Дувакин "Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам"

Re: ПРозаа я попробую

Добавлено: 03 сен 2019, 21:02
aequans
Главные штуки в прозе - это стиль и композиция.

Если с чем-то из этого беда, спасёт вложение в 300% второго.

А, и ещё увлекательность. Но это дискуссионно.

Re: ПРозаа я попробую

Добавлено: 04 сен 2019, 12:54
Mexalinous
22 ошибки начписа по мнению писателя Юрия Окунева, вкратце

1. Неуверенность в себе
2. Начинающий писатель не знает о чем писать
3. Отсутствие времени
4. Отсутствие алгоритма работы
5. Писать в расчете на богатство и славу
6. Дикая экзотика из головы
7. Законы физики? Что это?
8. Штампы и клише
9. Утреннее похмелье
10. Попаданцы (само по себе не плохо, но слишком массовое, при этом низкокачественное течение в современной русской литературе)
11. Отсутствие конфликта и четкой структуры произведения
12. Убогий невыразительный язык
13. Невнимание к деталям или излишнее количество деталей
14. Предсказуемость развязки
15. Излишнее поглощение знаний вместо того, чтобы писать
16. Каждый день начинаем новый гениальный проект
17. Любая критика останавливает
18. Писать в стол
19. Страх перед успехом, страх неудачи
20. Длинные, громоздкие слова, предложения и параграфы
21. Редактировать? Зачем?
22. Перестать писать.

Re: ПРозаа я попробую

Добавлено: 04 сен 2019, 16:33
aequans
Mexalinous писал(а):
04 сен 2019, 12:54
по мнению писателя Юрия Окунева
Кто это?

Re: ПРозаа я попробую

Добавлено: 04 сен 2019, 19:50
Mexalinous
Владимир Пропп нашел в русских народных сказках 31 функцию, на которых строится любая сказка. Я считаю, что не только сказка, а вообще любой сюжет. Мой разбор фильма "Терминатор" через функции Проппа:

ПЕРСОНАЖИ

По версии Кристофера Воглера архетипы следующие: герой, наставник, привратник, вестник, оборотень, тень, союзник, плут.
Сравни с действующими лицами Владимира Проппа: герой, даритель, царевна, отправитель, ложный герой, помощник, вредитель.

Герой = герой;
Вестник = функция В выведена в отдельный архетип, это лишнее, как и плут;
Оборотень = понятие ложного героя, более широкое, чем у Проппа, и смешанное с функциями обмана и трансфигурации;
Тень, привратник = вредитель;
Союзник, наставник = помощник;
Плут = не является Персонажем, это одна из форм Персонажа, комическая; не стоит также относить к типу характера, например множество комических персонажей представляют флегматиков;
Даритель и отправитель у Проппа, очевидно, лишние Персонажи, так как это функции, которые может выполнять любой Персонаж, обычно союзник, иногда против воли вредитель.

У Воглера не хватает царевны, важнейшего наряду с героем и вредителем Персонажа.
Ложный герой у Проппа, как и плут у Воглера, не является Персонажем, это форма «мошенник», которую в русских народных сказках принимает второй вредитель.

Итого, Персонажи таковы:
герой, вредитель, царевна, помощник, прохожий.
Соответственно обозначения:
h (heros), d (draco), r (regina), a (adiutor), t (temporalis).

Я добавил пятого Персонажа ‒ «прохожий», по сути статист. Хотя он зачастую может быть отнесен к помощникам либо вредителям, в истории занимает слишком незначительное место для этого. Как и другим Персонажам, ему доступны следующие формы:
комедиант, наставник, даритель, препятствие, отправитель, охотник, жертва, мошенник, вестник, искатель, любовник/любовница, замаскированный, раненый и другие.
Соответственно обозначения:
к, н, д, п, от, о, ж, м, в, и, л, з, р, ...

Персонажи и их актуальная форма обозначаются со знаком подчеркивания, например:
h_к, t_о, r_ж, f_м_от, r_д_ж.

Введение персонажа обозначим «gen» (generatio). Например, появление героя: gen h.

С этими обозначениями очень удобно писать аутлайн: не придется исправлять имена. Если есть несколько Персонажей одного типа, например несколько героев, несколько помощников или несколько вредителей, добавим нумерацию: 1h, 2h, 1a, 2a, 3a, 1d, 2d.

Re: ПРозаа я попробую

Добавлено: 04 сен 2019, 20:01
Mexalinous
В "Морфологии волшебной сказки" Пропп пишет:
Отметая все местные, вторичные образования, оставив только основные формы, мы получим ту сказку, по отношению к которой все волшебные сказки явятся вариантами. Произведенные нами в этом отношении разыскания привели нас к тем сказкам, где змей похищает царевну, где Иван встречает ягу, получает коня, улетает, при помощи коня побеждает змея, возвращается, подвергается погоне змеих, встречает братьев и т. д., как к основной форме волшебных сказок вообще.
В этом мне узнаются сюжеты множества произведений, от "Супермарио" до четвертого эпизода "Звездных войн". Тот же "Терминатор" весь вокруг спасения "царевны" "героем" от "змея". И, конечно, история об Адаме, Еве и Змее-искусителе, правда она без хэппи-энда.


Владимир Пропп нашел эталонную композицию русской волшебной сказки:
Если мы подпишем друг под другом все схемы, включающие борьбу-победу, а также те случаи, когда мы имеем простое убиение врага без боя, то мы получим следующую схему:

ABC↑ДГZRБКПЛ↓Пр.Сп.°ФУОТНС*

...

Сказки, включающие обе пары (борьбу-победу и трудную задачу-решение), дают следующую картину:

ABC↑ZБ-ПЛ↓ФЗ-РУОНС*.
Расшифровку функций см. в "Морфологии волшебной сказки", в списке сокращений на странице 149.

Re: ПРозаа я попробую

Добавлено: 04 сен 2019, 20:56
Mexalinous
ПОДГОТОВКА (рассказа/повести/романа)

- Тема
- Заводим "ящик идей"
- Логлайн
- Структура (3 акта, 4 акта, 5 актов, 9 актов и так далее на выбор; в современных голливудских фильмах обычно 9 актов благодаря Дэвиду Сигелу)
- Аутлайн (несколько версий, выбираем наиболее удачную)

- Сеттинг (это как бы общая локация для всех локаций произведения, более подробно см.):
название
роль в истории
относящиеся к нему персонажи
уникальные особенности
краткое описание
достопримечательности, звуки, запахи
примечания

- Персонажи
имя/прозвище персонажа
роль в истории
цели
профессия
описание внешности
особенности характера
привычки/манеры
предыстория
внутренний конфликт
внешний конфликт
примечания

- Важные предметы
- Локации

Если предполагаются главы, делим произведение на главы только после подготовки всех сцен в аутлайне. Не все, но бОльшая часть глав должны заканчиваться клиффхэнгером. Главы желательно недлинные, чтобы читатель чувствовал силы справиться еще с одной перед сном, но не слишком короткие.

Re: ПРозаа я попробую

Добавлено: 06 сен 2019, 13:32
Mexalinous
https://screencraft.org/2018/01/16/10-s ... s-can-use/

Автор перепутал структуру с хронологией, но список полезный.

Re: ПРозаа я попробую

Добавлено: 06 сен 2019, 17:12
Mexalinous
http://moralpremise.blogspot.com/2010/0 ... asics.html

Очень хорошая статья о структуре произведения.


https://othernetwork.com/2014/03/01/the ... e-a-story/

Структуры на любой вкус и цвет.

Re: ПРозаа я попробую

Добавлено: 06 сен 2019, 17:29
Mexalinous
Задумался о 29 функции Проппа, Т (трансфигурация - герою дается новый облик). В сказках это нечто примитивное:
Т1 — новый телесный облик; Т2 — постройка дворца; Т3— новая одежда; Т4—юмористические и рационализованные формы.
На самом деле трансфигурация главное, что происходит с героем. Его меняет к лучшему (либо к худшему, если сюжет о становлении злодея) цепочка событий произведения, и неслучайно Т в сказках расположена в финале, она как бы подчеркивает изменение личности героя. В современных произведениях Т выражается тоньше, поэтому смена одежды или постройка особняка играют иную роль, тем не менее это все еще подчеркивание изменений в персонаже.

Re: ПРозаа я попробую

Добавлено: 09 сен 2019, 12:16
Mexalinous
ВОПРОС

Читая "Поэтику" Аристотеля, по новому взглянул на трехактную структуру. Аристотеля называют отцом этой структуры, но он не выделял три акта, он выделял начало, середину и конец, три точки, присущие любому отрезку, а того, что можно назвать актами, у него два: завязка и развязка. Между ними нет ничего.
Завязкой я называю то, что находится от начала трагедии до той части, которая является пределом, с которого начинается переход от несчастья к счастью или от счастья к несчастью, а развязкой — то, что находится от начала этого перехода до конца.
Сид Филд ввел моду делить на три акта, апеллируя к авторитету Аристотеля: Set Up, Confrontation и Resolution. Считаю, Confrontation - это начало Resolution, начало развязки, неотъемлемая ее внутренняя часть. Соответственно Resolution логическое завершение развязки. Confrontation между завязкой и развязкой выпадает из ткани сюжета, так как эта борьба есть разворачивание пружины, сжатой завязкой, — именно что развязка в буквальном смысле.

Да, Аристотель выделял четыре театральных акта (опять же, не три):
Пролог, эпизодий, эксод, песнь хора, а в ней парод и стасим. Эти части общи всем трагедиям, а особенностями некоторых трагедий являются песни со сцены и коммы. Пролог — это целая часть трагедии перед выступлением хора. Эпизодий — целая часть трагедии между целыми песнями хора. Эксод — целая часть трагедии, за которой не бывает песни хора. Парод хора — это первая целая речь хора. Стасим — песнь хора без анапеста и трохея. Комм — общий плач хора и актеров, а песни со сцены исполняются только актерами.
Но это иное: деление песнями хора. Неясно, насколько такое деление применимо к драматургии вообще.



ОТВЕТ

Пролог, эпизодий и эксод — это и есть Set Up, Confrontation и Resolution. Ясно написано, что после эксода нет песни хора. Песнь хора отделяет один акт от другого, она не является самостоятельным актом. Структура по Аристотелю следующая:
пролог [хор] эпизодий [хор] эксод.

Re: ПРозаа я попробую

Добавлено: 09 сен 2019, 12:52
aequans
Mexalinous писал(а):
09 сен 2019, 12:16
ВОПРОС

Читая "Поэтику" Аристотеля, по новому взглянул на трехактную структуру. Аристотеля называют отцом этой структуры, но он не выделял три акта, он выделял начало, середину и конец, три точки, присущие любому отрезку, а того, что можно назвать актами, у него два: завязка и развязка. Между ними нет ничего.
Три точки достаточны, чтобы построить плоскость. Табуретка устроена по тому же принципу.

Re: ПРозаа я попробую

Добавлено: 09 сен 2019, 15:47
Mexalinous
Как оси x, y, z?

Re: ПРозаа я попробую

Добавлено: 10 сен 2019, 14:02
aequans
это уже трехмерка

Re: ПРозаа я попробую

Добавлено: 10 сен 2019, 17:32
Mexalinous
Табуретка трехмерна :dntknw:

Re: ПРозаа я попробую

Добавлено: 11 сен 2019, 12:36
aequans
Плоскость, на которой она стоит - условно двухмерна
три ножки = три точки плоскости

Re: ПРозаа я попробую

Добавлено: 23 сен 2019, 09:27
jpg
Mexalinous писал(а):
03 сен 2019, 20:24
Программа для разработки и написания прозы:
https://www.literatureandlatte.com/scrivener/overview
Программа очень крутая. Но нужна она, как мне кажется, для масштабных произведений с кучей персонажей - для коротких рассказов она как пушка по комарам.
А ещё у программы есть функция сборки, но я пока не пробовала. Ну то есть если там всё правильно заполнить и жамкнуть в кнопку, то оно сгененирурет книгу.

Re: ПРозаа я попробую

Добавлено: 23 сен 2019, 09:33
Mexalinous
pinky писал(а):
23 сен 2019, 09:27
Но нужна она, как мне кажется, для масштабных произведений с кучей персонажей - для коротких рассказов она как пушка по комарам.
Для всего, в чем есть сюжет - хоть роман, хоть комикс, хоть рекламный ролик, хоть тот же рассказ. Если в рассказе не предполагается сюжет, то да, программа эта не понадобится.

Re: ПРозаа я попробую

Добавлено: 23 сен 2019, 09:39
jpg
Mexalinous писал(а):
23 сен 2019, 09:33
Для всего, в чем есть сюжет - хоть роман, хоть комикс, хоть рекламный ролик, хоть тот же рассказ.
Ты эту программу видел? Я быстрее рассказ напишу, чем заполню все эти пунктики))

Re: ПРозаа я попробую

Добавлено: 23 сен 2019, 10:21
aequans
pinky писал(а):
23 сен 2019, 09:39
Я быстрее рассказ напишу, чем заполню все эти пунктики))
Я считаю, что всё не превосходящее в сложности (условно) того же "МиМ" вполне может писаться из головы.

Всякие схемы-планы нужны, если:

- Дофига персонажей;
- Повествование нелинейно, и важно представлять, кто что делал именно в конкретный момент времени;
- Используется дофига специальных знаний (история, физика, астрономия) и важно не сбиться и раскрыть все моменты, которые хочется раскрыть.

В остальных случаях я скажу так - уважаемый автор! Если вы не можете написать свою нетленку без шпаргалки, то почему читатель должен её без шпаргалки читать?

Re: ПРозаа я попробую

Добавлено: 23 сен 2019, 11:04
jpg
Ну в том-то и дело, что карточка персонажа включает в себя его биографию, описание внешности, и кучу прочих штук, а разбивка сюжета там идёт многоярусная. Характерная для новеллы и т.д., но никак не для рассказа. Локации, ресёрч, вступление, эпилог...
Но мне было бы любопытно услышать мнение людей, которые уже писали не один рассказ при помощи этой штуки и нашли это удобным. Я вот пыталась и плюнула. Тогда как роман собирать там офигеть как удобно. И Филистимляне туда легли, как родные, и Участок.

Re: ПРозаа я попробую

Добавлено: 23 сен 2019, 11:12
aequans
pinky писал(а):
23 сен 2019, 11:04
И Филистимляне туда легли, как родные, и Участок.
Ты этим занимаешься? Не знал.

Re: ПРозаа я попробую

Добавлено: 23 сен 2019, 11:40
jpg
Моя передумай.