АКТИВНЫЕ ТЕМЫ
Открыто голосование в конкурсе C est La Vie!

Василий Максимов "Семейный раздел"

Очень важные разговоры о чём-то очень важном
Ответить
pinky

Василий Максимов "Семейный раздел"

#1

Сообщение pinky » 05 ноя 2017, 23:29

Не знаю, пойдёт ли у нас эта тема, но попробовать хотела бы.
Суть в том, чтобы регулярно выкладывать какую-то известную картину, обсуждать её, обмениваться мнениями, известными фактами, домыслами и проч.
Пока создаю тему во флуде, а если обсуждения какие-то будут, то сделаем отдельный форум для таких тем.

Итак, сабж
Изображение
Побольше - https://journal.tinkoff.ru/media/tlkng- ... nnbaic.jpg

Мне интересно знать, как вы видите эту картину, что в ней заинтересовало, что понравилось или оттолкнуло, ну и всё такое прочее. Я очень хотела бы услышать ваше мнение.
Своё мнение, разумеется, тоже изложу.
Под спойлером статья об этой картине. Статью я сама ещё не читала (видела у автора другие, и они мне нравились) и надеюсь, что эта интересная.
[+]
Картина Василия Максимова "Семейный раздел" (1876) — типичная передвижническая картина, посвященная ушедшим реалиям. Основная мысль картины нам понятна — два брата делят общее хозяйство (по всей видимости, после смерти отца); понятна и психологическая сторона — младшая семейная пара на картине состоит из скромной, застенчивой жены и решительного мужа, а старшая, напротив, из жесткой, скандальной жены и робковатого мужа. А вот понять, зачем они решили делиться, хорошо это или плохо, полезно им или неполезно, из–за чего именно они спорят и кто тут прав, современный зритель уже не может. В этом мы и попробуем разобраться.

Для начала надо понять, что крестьянское дворохозяйство — это не просто совокупность частного имущества. Крестьянский двор не принадлежит никому — ни дворохозяину как единоличному владельцу, ни всем членам семьи в совокупности. Скорее, это крестьяне принадлежат к двору. Общее гражданское право на крестьян не распространяется, и они вольны решать свои имущественные споры по обычаям, при необходимости обращаясь к непрофессиональному волостному суду, также действующему без писаного права. Поэтому, в общем смысле, ни один из братьев не является владельцем половины двора.

Перед нами простой случай — достаточно очевидно, что двор делится между двумя братьями поровну (русские не склонны давать преимущество старшему брату). А вот если бы один брат пожелал уйти в город и переписаться в мещане (то есть сам двор не делился бы на два двора), то он не имел бы безусловного права требования своей половины имущества. Еще большей проблемой был бы раздел двора между отцом и сыном (здесь для русских не очевидно, что надо делиться поровну). Да и в нашем простом случае есть о чем поспорить — если мы представим, что у одного брата один ребенок, а у другого пять, справедливо ли делить двор пополам?

В общем, ничего похожего на современный раздел имущества при разводе или распределение наследства, то есть такой процедуры, при которой права всякого лица определены законом, для крестьян не существовало (а вот для всех остальных сословий — существовало). Любой спор разрешался борьбой воль, а если таковая борьба не давала результата — произвольным решением волостного суда, бестолкового, непоследовательного и падкого на подношения. Юристы той эпохи уже начали догадываться, что правительство сделало ошибку, не распространив на крестьян в момент их раскрепощения общее гражданское право. Крестьяне не смогли выработать собственное обычное право, как то ожидало от них государство, и просто запутались и погрязли в конфликтах, один из которых и изображен на нашей картине.

Заметим, что у мужиков хватает ума найти из этого запутанного положения самый цивилизованный выход — прибегнуть к медиации. Три фигуры в красном углу — это сельский староста (узнаваемый по должностному знаку на груди) и двое "стариков", то есть просто наиболее авторитетных односельчан. Никакой законной власти в деле разделения имущества эти лица не имеют, и они приглашены спорящими добровольно. Парадоксально, но разумный обычай медиации, весьма популярный при разрешении внутрисемейных имущественных конфликтов в современных европейских странах (иногда даже обязательный), в России напрочь исчез — то есть здесь мы даже несколько издичали в сравнении с вшивобородыми и неграмотными предками.

Теперь надо разобраться, что и как делят на картине. Земельный полевой надел не составляет собственности крестьян, он принадлежит общине в целом и может быть в любой момент подвергнут переделу. Следовательно, его судьбу (и следующую за ней раскладку податей) при разделе двора определяет сельский сход, а не братья. А вот усадебная оседлость (придомовой участок), постройки, деньги и движимое имущество составляют собственность двора и подлежат разделению. Разумеется, никто не ставит задачи разделить видимое на картине имущество пополам. Напротив, хороший дом — а на картине изображен очень солидный дом, добротной постройки, с большими окнами и высоким потолком — обычно стоил больше, чем всё остальное имущество семьи. Таким образом, один брат получит, скорее всего, дом, а второй всё остальное (а может быть, еще и доплату). Кому достанется какая половина имущества? Это будет решено то ли по соглашению сторон, то ли по жребию, то ли по усмотрению медиаторов — в этом, как и во всех правоотношениях крестьян, не наблюдалось устойчивой системы. Интересно, что самый толковый общеевропейский обычай дележки пополам — первый делит имущество на две части, а второй выбирает из них себе любую — был мало известен русским и наблюдался редко.

Из–за чего именно происходит спор на картине? Это мы понимаем хорошо. Стороны спорят о том, что является имуществом двора, а что составляет частную собственность женщин. Многочисленные наблюдатели сообщают нам о том, что крестьяне, в случае небольших посадок, передавали все работы с льном и коноплей бабам, но за это произведенные льняная ткань и пенька составляли личную собственность последних, и если эти товары удавалось продать, то бабы могли распоряжаться деньгами по своему усмотрению. То же относилось и к разного рода мелким поделкам на продажу (типа вышивания), которыми женщины занимались в свободное время. Разумеется, всякому лицу индивидуально также принадлежали и полученные им подарки.

Этот набор совпадает с теми предметами, из–за которых рассорились женщины. Вещи покупные — парадный конский убор, выделанные шкуры, фаянсовую посуду, персонажи картины без спора свалили в общую кучу. А вот когда дело дошло до кудели и отбеленного холста (собственные изделия женщин) и набивной ситцевой ткани (подарки женщинам), началась свара.

Можно предположить разные сценарии конфликта. Для примера, вначале женщины разделили обязанности — старшая больше времени ткала, а младшая за это выполняла ее половину работы по уходу за скотом; при этом подразумевалось, что плоды труда будут разделены поровну. Когда же дошло время до дележки, младшая бросила изготовленное ей малое количество холста в общую массу, а старшая стала неправильно ссылаться на обычай, по которому холст принадлежит именно тому, кто его соткал, то есть претендовать на его большую часть. Мужья, как то всегда и бывает, втравились в конфликт, а вот посторонние мужики явно не хотят ввязываться в мелкие бабьи свары, в которых невозможно найти правого и виноватого.

Если посмотреть повнимательней, то видно, что братья и сами хороши — перед разделом они надели наилучшую одежду и обувь, чтобы то, что оказалось на них, не попало в разделяемую массу. Очевидно, что ни один мужик не станет ходить у себя в избе в крашеной одежде (в 1876 году она еще дорога) и в сапогах — это парадный костюм, на выход в город или на праздник.

Теперь мы перейдем к самому важному — к рассмотрению причин и последствий раздела. Зачем крестьяне делились? Многочисленные старые и современные исследования однозначно утверждают, что экономической целесообразности в разделах не было. Чем крупнее было крестьянское хозяйство, чем больше был надел и больше было в доме работников, тем выше была эффективность хозяйства. У большого двора была выше урожайность, выше не только валовый, но и душевой доход. Население в конце 19 века росло быстро (на момент написания картины на 1.5% в год), и перед крестьянами стояла дилемма — либо сохранить фиксированный размер семьи при увеличении количества дворов и уменьшении количества земли, приходящегося на двор, либо сохранить фиксированное количество дворов при увеличении размера семей. Крестьяне твердо выбирали первое — количество дворов ежегодно увеличивалось на те же 1.5%. До 1874 разделиться легально было невозможно, так как по рекрутскому уставу разделяющиеся получали некоторую льготу по призыву, а на это уже не могли согласиться односельчане. Крестьяне делились неформально, на бумаге был один двор, а на самом деле два. В 1874 была введена всеобщая воинская обязанность и односельчанам стало все равно — крестьяне со страшной силой начали делиться легально (что и изображено на картине). Правительство очень быстро, всего лишь через 19 лет (это не шутка, так тогда работала бюрократия), приняло закон, накладывающий на раздел множество ограничений — крестьяне снова стали разделяться неформально. В общем, с желанием крестьян делить дворы не было сладу.

Что же тогда заставляло крестьян делиться? Исключительно личные причины, то есть тяжелые внутрисемейные нравы в больших многопоколенных семьях и отсутствие навыков коллективного, пусть даже в пределах большой семьи, действия. Уже одного всеобщего снохачества, то есть обычая, по которому отец имеет полное право насиловать жен своих сыновей, хватало для того, чтобы жизнь семьи наполнялась взаимной ненавистью. А ведь там было еще и нечестное распределение рабочей нагрузки и плодов труда, и просто бездна самодурства и агрессии. Также все наблюдатели фиксируют непрерывные скандалы между свояченицами, то есть женами братьев. Чтобы проникнуться этим тяжелым духом, лучше всего посмотреть великолепный, правдивейший фильм "Жила–была одна баба". Две семейные пары, изображенные на картине, знают, что им выгодно жить вместе. Но они также знают, что им все равно не ужиться.

Таким образом, за мелким бытовым конфликтом, изображенным на картине, стоит большая проблема, угнетающая Россию и сегодня — печально знаменитая атомарность русского общества. Персонажам картины проще жить раздельно, пусть даже их хозяйство придет в упадок, чем выработать правила совместной жизни и им следовать. Лучше тихо копаться в своем углу, смиренно перенося бедность, чем втравливаться в общее дело — предполагается, что из общего дела, каким бы выгодным оно ни казалось, не выйдет добра, все равно более хитрый возьмет верх и обокрадет, обманет более робкого. Все равно никто никогда не разделит честно доход. Все равно выйдет какая–нибудь дрянь. Даже если это дело не с чужим человеком, а с родным братом.

Два брата с картины давно просрали свое разделенное хозяйство и, может быть, умерли в бедности. А мы, их потомки, всё не можем научиться вскладчину с соседями купить лампочку на лестничную площадку. Да и при получении наследства нам тоже часто не удается разделить его с братьями и сестрами справедливо и мирно. Вот о чем на самом деле эта картина.

Игорь Ерохов

Аватара пользователя
aequans

Особая благодарность
Шнапс-капеллан
Сообщения: 2566
Зарегистрирован: 26 авг 2017, 18:03
Награды: 1
Контактная информация:

Re: Василий Максимов "Семейный раздел"

#2

Сообщение aequans » 05 ноя 2017, 23:42

(статью не читал)

Мне нравится горизонтальная рифма - баба за занавеской в тени слева, мужик с лицом в тени справа. Два невыступающих полюса силы.

Шмотьё интересно по категориям разложено: ткани - деревяхи - шкуры с мордами - сбруя с упряжью. Что, реально это и делили? А утварь, инструмент, скотина, живность, дети?

Делятся двое на двое, МЖ - МЖ. И причина этой делёжки - ровно посреди картины находится. Достаточно выражение лица увидеть...
Изображение

pinky

Re: Василий Максимов "Семейный раздел"

#3

Сообщение pinky » 05 ноя 2017, 23:45

Как я понимаю, там кто-то помер, а оставшиеся в живых делят имущество усопшего, разруливая спорные моменты.
Мне кажется, что дяденька слева в чём-то обвиняет стоящего справа дяденьку, потому что у правого такой типичный жест вида "Я?! Я?! Спёр картуз?!" Ну и у сидящей рядом с ним женщины вид такой характерный "это ты на кого шары покатил?!"
Разбросанное добро конечно впечатляет. Зачем им парики? Откуда они у них? Люди-то явно не бедные, но парики-то зачем? Как-то я иначе себе быт простого народа в 1876 году представляла.
Ещё мне интересно, зачем шкуры обшиты тканью. Просто вот мой дядька скорняк, и обшитых шкурок я у него никогда не видела.
И странный девайс меня волнует. У меня похожие пяльцы есть для гобелена.
Мне нравится выражение лица молодухи с отрезом в руках. У неё очень хозяйственный взгляд. Она вроде как присутствует, но в мыслях давно приспособила всё это добро в хозяйстве.
Близняшки под иконкой слушают с интересом, но толку от них, как мне кажется, никакого. А вот человек в тени, возможно своё весомое слово скажет. И мне нравится, как его уравновешивает женщина слева - тоже такой серый кардинал. Сама советов-то уже наверное надавала кому надо.

В общем, мне кажется, что стоящие мужчины - основные претенденты на наследство, а рядом с ними, судя по уровню заинтересованности, их жёны.
Главный оратор, кстати говоря, мне кажется, в жизни не особо решительный. У него такое выражение лица, будто он осмелел. Наверняка старшенький был папкиным любимчиком, поэтому к такому раскладу не привык. Но у него мощная поддержка в виде дамы, поэтому я бы поставила на него. Тем более, дама уже отжала большую часть всего, и без боя не сдастся.

А, ну и да. детализация офигенная. Разглядывать и разглядывать.

pinky

Re: Василий Максимов "Семейный раздел"

#4

Сообщение pinky » 05 ноя 2017, 23:48

aequans писал(а):
05 ноя 2017, 23:42
Шмотьё интересно по категориям разложено
Не только по категориям. Оно вроде бы уже разложено на "мне - тебе". Старые волосы, недовышивка и пара тряпок уходят младшему.

Аватара пользователя
aequans

Особая благодарность
Шнапс-капеллан
Сообщения: 2566
Зарегистрирован: 26 авг 2017, 18:03
Награды: 1
Контактная информация:

Re: Василий Максимов "Семейный раздел"

#5

Сообщение aequans » 05 ноя 2017, 23:58

Вампука, женщины поделили свою часть - женскую Полотно для раскрашивания, шитья/продажи.

"Мужское" имущество свалено в неразделенную кучу. Если верить статье (уже прочитал), это всё идёт за дом. На практике это похоже на "мельница, осёл, кот".

Характерно отношение женщин к их долям: "фигню какую-то всучили" vs "не отдам!!"
Изображение

pinky

Re: Василий Максимов "Семейный раздел"

#6

Сообщение pinky » 06 ноя 2017, 00:03

О, да, а я и не заметила, что они такие нарядные. И на знаки отличия внимания не обратила. И... ну я думала, что жить-то они всё равно вместе станут(
aequans писал(а):
05 ноя 2017, 23:58
Характерно отношение женщин к их долям
Ну так не просто фигню, так ещё и мало! А старая карга вон как вцепилась - намертво.

И на дом не обратила внимания, да. На величину окон.

pinky

Re: Василий Максимов "Семейный раздел"

#7

Сообщение pinky » 06 ноя 2017, 00:04

Ап. А ещё на полу валяются здоровенные щепки. Будто полы вскрывали или что-то вроде того. Интересно, почему?
И у младшего чего-то эдакое подмышкой.

Аватара пользователя
Mishka
Сообщения: 76
Зарегистрирован: 31 окт 2017, 06:32
1
Контактная информация:

Re: Василий Максимов "Семейный раздел"

#8

Сообщение Mishka » 06 ноя 2017, 00:31

Интересная задумка - обсуждать картины.
Мне вот что показалось:
мужчина слева обвинят отца (мужчна справа), что тот поимел его жену. Раскидал все по хате. Мужчина-отец уверяет, колотит в грудь, что не было такого. Жена отца упрекает сына: да как только мог такое подумать? У него уже двадцать пять лет ничто не шевелится! Поклеп наводишь на батюшку. Но потупленный вид молодушки все содеянное выдает. Показателен также палец сына, он тыкает им в низ живота молодушки, а живот большеват. Три месяца, кричит сын, батрачил вдали от дома. вон сколько добра привез, а жена кем-то обрюхачена. Батюшка, она во всем призналась под поркой.

Аватара пользователя
aequans

Особая благодарность
Шнапс-капеллан
Сообщения: 2566
Зарегистрирован: 26 авг 2017, 18:03
Награды: 1
Контактная информация:

Re: Василий Максимов "Семейный раздел"

#9

Сообщение aequans » 06 ноя 2017, 00:34

aequans писал(а):
05 ноя 2017, 23:42
Мне нравится горизонтальная рифма - баба за занавеской в тени слева, мужик с лицом в тени справа. Два невыступающих полюса силы.
Вампука писал(а):
05 ноя 2017, 23:45
А вот человек в тени, возможно своё весомое слово скажет. И мне нравится, как его уравновешивает женщина слева - тоже такой серый кардинал. Сама советов-то уже наверное надавала кому надо.
Так, суть композиции мы незатейливо вывели))
Изображение

pinky

Re: Василий Максимов "Семейный раздел"

#10

Сообщение pinky » 06 ноя 2017, 00:35

Mishka писал(а):
06 ноя 2017, 00:31
Три месяца, кричит сын, батрачил вдали от дома. вон сколько добра привез, а жена кем-то обрюхачена.
))))
Блин. Теперь я её тоже так вижу.

Аватара пользователя
Mishka
Сообщения: 76
Зарегистрирован: 31 окт 2017, 06:32
1
Контактная информация:

Re: Василий Максимов "Семейный раздел"

#11

Сообщение Mishka » 06 ноя 2017, 01:36

Мне кажется, автор именно все tak и подразумевал картиной. Двое мужчин пока загадки, но и их разгадаем.

Аватара пользователя
aequans

Особая благодарность
Шнапс-капеллан
Сообщения: 2566
Зарегистрирован: 26 авг 2017, 18:03
Награды: 1
Контактная информация:

Re: Василий Максимов "Семейный раздел"

#12

Сообщение aequans » 06 ноя 2017, 08:47

Мужик слева совершенно точно показывает на пузяку. "Будь ты хоть десять раз старший - а у меня жена беременна, мне и доля поболе полагается".

А жена смущена этим. Хм.
Изображение

Аватара пользователя
Mishka
Сообщения: 76
Зарегистрирован: 31 окт 2017, 06:32
1
Контактная информация:

Re: Василий Максимов "Семейный раздел"

#13

Сообщение Mishka » 06 ноя 2017, 10:46

Может и хым, но у старого мужчины вид все равно виноватый. Кстати, в то время папашки часто имели жен своих детей. А в Скандинавии вообще творился сплошной инцест. Но это уже отдельная тема. Сюда подойдет картина Мунка Крик. Человек в ужасе от того, что только что наделал. А наделал он...

Аватара пользователя
Mexalinous
Штабс-капитан
Сообщения: 429
Зарегистрирован: 16 авг 2017, 16:53
Контактная информация:

Re: Василий Максимов "Семейный раздел"

#14

Сообщение Mexalinous » 06 ноя 2017, 16:43

Это про отмену крепостного права, государство дало крестьянам свободу (младшая семейная пара), но то, что им причиталось, отжали помещики, хотя кое-что таки оставили, также оставили барщину и оброк. Старший брат, его жена и двое кентов олицетворяют помещиков, дворянство и чиновников (не знаю, соответственно ли, может и соответственно), авторитетный мужик в тени - это Александр II, баба за занавеской - Русь-матушка. Младший брат как бы спрашивает - как детей рожать в таких условиях? У старшего брата виноватый вид, потому что во всех своих бедах младший обвиняет его, что де неправильно исполняет царские указания, а царь там как бы и не при чем, сидит себе в тени никого не трогает, хотя по наглой распальцовке видно, кто тут настоящий виновник.

Аватара пользователя
aequans

Особая благодарность
Шнапс-капеллан
Сообщения: 2566
Зарегистрирован: 26 авг 2017, 18:03
Награды: 1
Контактная информация:

Re: Василий Максимов "Семейный раздел"

#15

Сообщение aequans » 06 ноя 2017, 17:20

Mexalinous писал(а):
06 ноя 2017, 16:43
Старший брат, его жена и двое кентов олицетворяют помещиков, дворянство и чиновников (не знаю, соответственно ли, может и соответственно), авторитетный мужик в тени - это Александр II, баба за занавеской - Русь-матушка.
Это ОЧЕНЬ похоже на центральную метафору фильма "Груз 200", например. Не хватает только трупа, олицетворяющего армию.
Изображение

Ответить

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость